Baldur’s Gate: Enhanced Edition

Юлия Денисова
21 min readJul 7, 2017

--

Я никогда не думала, что доживу до момента, когда SJW доберутся до ретро-игр!
Казалось бы, где истории про магов, гномов, Побережье Мечей и Долину Ледяного Ветра, отважных рейнджеров и изгнанных из Сулданселира брата и сестру, лишенных права быть эльфами, про коварных Зентаримов, безумного Кайрика, благородного Дриззта, про воров Амна и падение летающих городов древнего Нетерила, при твою любовь к девушке с отрезанными из-за гангрены крыльями, и где — дискурс “ваша игра мало отражает проблемы транс-людей”, ага. Да мы же тут ascend to godhood, какие транс-люди вообще. И тем не менее!

Но обо всем по порядку.
Лет уже примерно двадцать назад вышла Baldur’s Gate, игра, которая позволяла получить теплый, ламповый adn&d-шный опыт людям, которые, мягко говоря, не обязательно являлись фанатами настольных ролевых игр. Ну, например, мне.
Можно было создать себе мага, вора, воина, ну или даже друида (по возможности — избегайте этого), набрать в партию гомосексуальных второплановых персонажей (тм) и вдоволь поприключаться в мире Faerun. Ну, потом еще вышла вторая часть игры, и куча книжек про Тёмного Эльфа Дриззта до Урдена… тридцать? Наверное, что-то около тридцати, да, винрарный Neverwinter nights, ну и вообще рпг от Bioware расцвели и заколосились, прошли свой зенит и начали скатываться в трахни-в-партии-всех Dragon Age, и хрен-тебе-а-не-концовки Mass Effect.

Безусловно, такой столп жанра, как BG, заслуживал трепетного и почтительного отношения, даже переиздания, чем и занялась студия Beamdog, доселе мне ничем не известная. История там вышла странноватая, мне даже лень гуглить, но кажется ребята напоролись на просранные полимеры, потерянные исходники, трудности с адаптацией игры, сделанный под 640*480, под современные мониторы, в общем, я точно не знаю, но идея в том, что им было тяжело. Вот тут подробности,

Справились ли они со своей задачей? Ну, вот тут я перехожу к моменту из начала поста, к воинам социальной справедливости. Это такие назойливые люди, требующие добавить негров в “Ведьмака”, да, в самую его фентезийную средневековую Польшу, ну и прочие такие у них, кхем, своеобразные запросы, для которых характерно полное наплевание на логику сеттинга и куча истерики.
Вот, наверное, чтобы от них отвязаться, разработчики добавили в игру персонажа-транссексуала, и то, чего они этим добились — это того, что теперь в девяти из десяти обзоров игры упоминается этот персонаж. Или с позиции о боже да, проблемы транс-людей в фэнтезийном средневековье! Или с позиции о боже нет, они добавили трансов в игру моего детства, порушили святое!
Меня это печалит — это море флуда не по делу. У “персонажа-транса” — одна фраза про его транссексуальность. Одна! И все к ней прицепились. А написать хороший годный обзор про изменения в игровой механике? Нет, не слышали. Да люди, что с вами не так? Почему вас чей-то изометрический пиксельный член или не член волнует больше, чем сама игра?! Почему громадный аддон, Siege of Dragonspear, и все море его контента, обсуждается намного меньше пиксельного члена несчастной Мижены? Аааа!

А самая мякотка знаете в чем? В том, что оба лагеря неправы.

Неправы те, кто говорят, что транс-персонажа теперь добавили, а раньше не было, и неправы те, кто кричит, что раньше не было, а теперь порушили святое. Всем этим людям настолько глубоко наплевать на игру, что они просто игнорируют тот факт, в лицо его игнорируют, что двадцать лет назад там уже был трассексуальный персонаж!
Тролль, лжец, воин, танцор, бородач, архимаг и любовница (!) богини магии, Эльминстр, который несколько лет своей жизни провел как волшебница Элмайра. И это факт, он невероятно очевиден всем, у кого хватает навыков открыть вики-статью о персонаже. И Эльминстра мы встречаем в самом конце первой главы, это вообще один из первых персонажей, которых мы видим, и я хочу сказать, никого его пиксельный член все эти двадцать лет не волновал, а. А к бедной Мижене все прицепились.
Ну и как будто этого мало — во второй части игры, в сюжете про таинственный нетерильский свиток, всеми нами любимый красный волшебник Эдвин Одессерон может стать Эдвиной, и если посмотреть его эпилог… он решает остаться Эдвиной, даже будучи расколдован разок обратно в Эдвина. Пожалуйста, никаких проблем. Если вы хоть сколько-то любите эту игру, то скорее всего вы брали Эдвина в партию хотя бы раз, так как это самый лучший маг в игре (по крайней мере до появления в переиздании Бэлота Берритила, но сейчас не о нем!), так что сюжет о нетерильском свитке и Эдвине был вроде как неминуем… что говорит о том, что всем этим SJW и анти-SJW совершенно насрать на игру, они в неё даже не играли, им хочется поорать. Фу такими быть!

Я, конечно, не смогу единолично остановить лавину совершенно иррелевантной игре истерики, но постараюсь написать что-то про BG:EE по делу. В конце концов, есть люди, которые никогда не играли в BG и они раздумывают над покупкой переиздания?

Эта все та же классическая BG, которую полюбили такой, какая она есть, миллионы, наверное, игроков. С полупустыми локациями, неадекватными прыжками и кульбитами сложности, благодаря которым новые игроки рапортуют очень трогательные баги на форумах Бимдога. Ага, почему какой-то волк за несколько секунд убил полностью вооруженную мою партию, наверное это ошибка. Но нет, это классика, сынок.
С классическими, увы, багами, на своих местах. “Отрадно” заметить, что при неаккуратном заходе в один из домиков в деревне халфингов полностью рушатся триггеры квестов на две большие локации, как и двадцать лет назад! Как бережно Бимдог сохранила баги на своем месте, я надеялась, их пофиксят. Но нет — зависающие квесты, пропадающие неписи, вылеты игры — все на своих местах, и нервные комплиционисты, желающие закончить все квесты в игре, по-прежнему обречены на ввод команд с консоли.

Так что это целостно тот же опыт, что и двадцать лет назад, но с рядом улучшений.
Игре наконец-то вкрутили полузунок сложности. Я играла в неё до него — и полностью проходила до него, и так вот, я считаю, что с ним лучше. Сложность легче нормальной убирает из игры огромное количество скучнейший рутины на тему “поспали, обкастовались камнекожей, спешкой, сферой неуязвимости, убили одного волка, поспали, обкастовались, повторить”. Это очень хорошо, можно наконец-то не тратить полдня на засаду перед Friendly Arm Inn. Или, если хотите, тратить — ползунок крутится в обе стороны, и в legacy of Baal сложность такая суровая, что когда я решила её оттестировать и импортировала в игру своего клерика сорокового уровня из второй части игры (это при том, что максимальный уровень, который можно набрать в первой части — девятый!) — мне все равно было сложно.

Приделали легальный (!) год мод. Его можно опционально включить и выключить в любой момент. Персонаж просто не может умереть нигде, кроме пары сцен, где смерть происходит из-за ошибочных решений. В этом режиме здоровье героев падает до минимального показателя и все.При этом все равно можно честно ролеплеить и хилером кидать себе хилку, но переигрывать по сто раз одну битву из-за того, что враг тебя убивает — ты теперь не обязан. Тебе не обязательно переться назад через три карты, так как ты забыл на всякий случай купить свиток защиты от окаменения, а в пещере василиск. Теперь тебе даже не нужно брать в команду только эффективных персонажей, ты можешь выбрать тех, кто тебе интересен. Это новая степень свободы и первый раз на моей памяти, когда кто-то сделал Story Mode по-настоящему правильно. Люди, которые просто хотят себе интерактивную книжку, получают теперь именно её, а не какое-то беспомощное вранье, которое ничего не решает (как, например, в Deus Ex-е, где параметр сложности игры не влияет ни на здоровье врагов, ни на их урон, ни на их количество).

Добавили контейнеры для свитков, побрякушек, и всего — очень удобно. Раньше эти предметы мне в игре никогда не попадались раньше Трона Баала, третьей части, и инвентарь был вечно забит. Сейчас распихал все по контейнерам — и идешь дальше приключаться, не надо забегать в город и вываливать на стол озадаченному трактирщику десяток серебряных колец.

Здорово переделали интерфейс — раньше от его использования оставалось впечатление, что ты только что трахался пяткой в ухо. Теперь же тебе кто-то наконец рассказал, что это не лучший способ и ты попробовал нормально. Появился очень удобный журнал, в который теперь добавляется все — услышанные в таверне слухи, прочитанные свитки, и из журнала то, что квесты, самоопределяется как квесты, а то, что просто лор — как лор. Благодать прям какая-то.

У меня AC -15, два дроу в партии, пламенный меч и дохлая кошка в инвентаре. День удался.

Добавилась дополнительная игровая локация, Башня Дурлага, которой в моем издании не было — хотя она, оказывается, классическая, просто кто ж знал о каком-то там аддоне в век до интернета. Так что у меня внезапно оказалось вообще одно целиком непройденное приключение.

Добавили аж четырех новых спутников, три из которых романсибельны, и один — шикарный как боженька колдун-дроу.

Многие из вас искренне любят, например, Минска и его хомяка Бу, или язвительного Эдвина, или вечно бросающую добрую партию Виконию, а может даже Джахейру… хм. Такое вообще возможно? У меня от неё глаз дергается. Ну ладно. Но я практически уверена, что всех этих героев вы любите по второй части игры, даже если они есть и в первой.
А все потому, что спутники в первой части игры куда как бледнее, хотя их выбор и богаче. Я сейчас не смогла вспомнить никого, кроме Имоэн и Виконии, с кем бы я всегда ходила в партии, а многих героев (Шар-тиль, Сафана, Алора, Скай) вообще никогда не встречала за все прохождения и только из викии узнала, что они есть.

Из общей их бледности вытекает и то, что у них было мало текста, мало развития характеров, и конечно же, в первой части игры не было романов. Романы появились во второй части игры. И с тех пор стали очень, очень популярны в РПГ (Тали или Лиара? Трисс или Йен? Служанка или Визас? Морриган или Лелеиана? Бастилла Шан или правая рука, хм, извините. Ну вы поняли).
Дефицит романтики выглядит по современным меркам обидно и несправедливо, так что в EE романтику добавили. Один роман для мужчины, с полуэльфкой Ниирой, один роман для доброй женщины, с монахом Расаадом, и один роман для всех, с полуорком Дорном.

Вообще спутников новых добавили четырёх, но четвертый парень, дроу Бэлот, он такой особенный, что его нельзя романсить. Классика моих персональных граблей! Я всегда хочу романсить тех, кого нельзя и не хочу тех, кого можно. То Логейн приглянется, то грустно косишься на Тали Зору своим бесполезным Фемшепом, то пытаешься крутить с Виконией, когда у тебя репутация 20 и она считает, что ты тупой и бесхребетный слизнях с поверхности. Я не знаю, как так получается, но если мне понравился герой, то это наверняка будет висящая груша, которую нельзя скушать. То ли карма у меня плохая, то ли вкус слишком специфичен. Эх, ладно, я намотала волю на кулак и пишу про новых героев. Со “спойлерами”, я предупредила.

Расаада можно встретить в Нашкеле, рядом с гостиницей, у него там религиозный диспут, что-то он там бубнит про свою богиню Селуне, а селяне неодобряют. Его легко рекрутировать, проявив немного эмпатии, но если в вашей партии еще есть Викония, у них скоро разовьется конфликт. Расаадова богиня Селуне на ножах с Викиной богиней Шар и ребята будут вступать в религиозные диспуты почем зря. И в самом неподходящем месте, да. Хотя с Аэри, которая рассказывает Джахейре про ой “какие красивые у тебя волосы” посреди боя с Фиркраагом, никто не сравнится по неуместности никогда, конечно.Если долго, долго Расаадом восхищаться, говорить, что у него ничего так тело и движения, и жизнь ваша всячески озарилась его внутренним светом, начнется романс. В основном состоящий из нет-нет-нет, я не должен, я монах, я должен молиться, поститься и слушать радио радонеж, уходи, ты нарушаешь мою концентрацию.
Также Расаад попросит помощи в том, чтобы отомстить за своего брата Гом… кхм, Гамаза. Этот квест приведёт нас в монастырь монахов-шароёбов, то есть, простите, Шаропоклонников (Шаритов? Шаристов? Шарников?). Викония будет снова очень недовольна, но партию она у меня не покидала даже после зачистки монастыря её братьев по вере. Смотрим симпатичную новую локацию и параллельно принимаем на грудь баночку соплей и сантиментов.
Ближе к середине осады Драгонспира Расаад сдался зову плоти грешноватому и упал в мои объятия, но было поздно — я уже, изныв от нетерпения, посмотрела, чем заканчивается роман с ним, на ю-тубе. Вы живете долго и счастливо и у вас семеро детей и лесная избушка. Нет, правда семеро! Но не для того моя эссенция Баала росла, знаете ли. Ужаснувшись, я бросила Расаада и вышибла его из партии, пусть идет кого-нибудь другого, кхем, спасать чадородием.
Параметры у монашка не очень, никакой ценности его тулово для партии, кроме романа, не представляет. Как вы помните, брони монахи не носят, оружием не пользуются, магий не кастуют и вообще как класс мне не нравятся, честно скажу.
У них есть очень узкая сфера полезности, когда ты голый проснулся неизвестно где, то любой персонаж без эквипа себя чувствует не очень, а монах — монах молодец, он наносит отличный дамаг кулаком, он ускорен, у него хороший параметр брони без брони. Но как только у тебя появляется хоть какой-то адекватный герою лут, все, скрипач, тьфу, монах не нужен.

Полуорк Дорн встречается в Дружеской Руке, говорит нам гадостей и обещает еще встретиться. Так и происходит — нам в случайной засаде на карте пытаются вломить какие-то мутные личности, Дорн помогает их всех порешить и его можно после этого присоединить, если у вас не слишком высокая репутация. Если слишком высокая, сходите заранее убейте крестьянина. Потом придумаете, как оправдать этот поступок с точки зрения своего законопослушно-доброго героя, ведь мы нанимаем в команду бисексуального полуорка-палладина, как такое пропустить.Обратите внимание, что Дорн присоединяется на карте случайной засады, так что любой спутник, которого вы попросите из партии и оставите там ждать, пропадет из игры навсегда вместе со всем лутом! Так что я рекомендовала бы, если бы хотите провести время с Дорном, ходить заранее обмазавшись кровью младенцев, т.е с низкой репутацией и со свободным местом в партии.
Персональный квест Дорна — отомстить обидчикам, из-за которых его душа теперь немножк продана демону. Этот квест легко выполняется и последняя его локация — мост перед входом во Врата Балдура, где сидит последняя вражина Дорна. После выполнения квеста Дорн будет не против романса, как с женщиной, так и с мужчиной. Б, благодарность! Но у меня ничего не вышло. То ли все дело в том, что у меня уже был роман с Расаадом, то ли я ничего не понимаю в полуорках, но на подколки Дорн обижался, на грубости — грубил в ответ, а на вежливость — ругался, что ты тряпка и не нравишься. Когда я пыталась осадить его прямым текстом, мол что-то ты какой-то напряженный, пойдем я тебе сделаю дубиночный массаж — он пугался и говорил что ой, сейчас не время и не место. И все. Видимо, кривы мои ручищи для романса с ним. Зато, в отличии от Расаада, Дорн хорошее дополнение в партии. Он большой, сильный, волосатый, воню… хм, у него высокие статы силы, ловкости и харизмы. А вот телосложением наш герой не-любовник не вышел — всего 14 пунктов. К тому же, злые паладины не могут изгонять нечисть. Ну и ладно — я все равно почти всегда забываю использовать эту опцию.

Ниира выпадает на нас как град на яйца в Берегосте, и сразу втравливает в битву с Красными Волшебниками — Тэйцам нужен её мозг! Ведь Ниира — дикий маг, очевидно, что её надо расчленить и изучать. Д-да, если в вашей партии есть Эдвин, может случиться все что угодно, кажется, у меня, например, не случилось ничего, хотя он должен был как-то взаимодействовать с появившимися Тэйцами и доказывать им, что он здесь старшОй.В отличии от линии конфликта Расаад-Викония, конфликт Эдвин-Ниира у меня нормально не отработал. Для Дорна, вроде, тоже есть конфликт с Аджантисом, но я никогда не брала в партию Аджантиса.
Если вы играете на высоком уровне сложности, и еле дотащили до Берегоста свое покоцанное тело, в книге заклинаний — шаром покати, глазки закрываются, а кровищи из ран столько, что уже из ботинок течет через верх, то дополнительную засаду с мощным магом в неожиданном месте начинаешь сразу очень ценить, да.
Ниира тоже романсибельна, но предпочитает мужчин, так что про её роман я ничего сказать не могу, кроме того, что, даже играя мужчиной, я бы все-таки попытала счастья с Дорном, а не с ней. Мне совершенно не по нраву характер Нииры — какой-то очень анимешный типаж скандальной девочки, которой все должны.
Персональный квест Нииры — найти волшебника Адоя, который тоже дикий маг, и уговорить его научить Нииру секретам дикой магии. Если в конце квеста напомнить Ниире, что пора бы сказать волшебное слово “спасибо” за то, что мы вообще ввязались ей помогать, она с пренебрежением говорит “ах, как я могла забыть, что это все про тебя” и в этот момент я особенно четко поняла, что единственное, что я хочу в неё воткнуть — это стрелу в глаз. Ребята в красном, погодите, я передумала, заберите её пожалуйста. Не могу сказать, что Ниира у меня вызывает жгучую ненависть, нет. Но как персонаж — она сферический эгоцентрик к вакууме и это насколько не мой типаж, что в дальнейшем я планирую её убивать при первой встрече и лутать с неё мешок для драгоценностей и посох +1. (Нет, я не со всеми, кто не мой типаж так поступаю. Только с теми, у кого есть мешок для драгоценностей, хах).

Что если бы Румпельштильцхен был бы не Великим Тёмным, а сексапильным заговаривающимся эльфом? Это точно был бы
Ну и наконец, свет очей моих, Baeloth Barrityl! Дроу, сорк, персонаж с совершенно читерными характеристиками (интеллект 19! 16 конституция, 16 харизма и я нашла для него посох, делающий силу 18!), лучший кастер в игре и вообще комок нежности и обожания. Вываливается на нас из портала посреди Ларсвуда. Дроу написать сложно, так как обычно это получается или клон Дриззта, или клон Джарлаксла, или непобедимая мери-сью как Лириэлль, простигосподи, Вэндри-Бэнр. Тут надо учитывать и то, что мы имеем дело с отщепенцами от эльфской культуры, и то, что Хаотичный Злой персонаж — это совсем не обязательно “непредсказуемый и тупой”, и то, что в обществе дроу гендерные роли поменяны местами и женщины — сильные, властные и доминантные, а мужчины — это такая собственность, которую захотел — испортил, захотел — снасильничал, захотел — на полочку поставил и любуешься, и это на них, конечно, отражается и еще как. Чаще всего, игроделам и книжкописателям все это не удаётся одновременно персонажу дать и какую-то важную часть, да потеряют в процессе.
Но работу над Бэлотом проделали прекрасную. Он совершенно свой собственный, ни чей не клон. Как “злой” персонаж он, конечно, циничен и эгоистичен, но при этом как-то незамутненно чист, так как его основная мотивация — развлекать. Он не стремится специально кого-то там мучить или причинять страдания, он хочет развлекаться и развлекать, у него потрясающий лазерный фокус на этой теме (шуточка про то, что это первый дроу со “специальным интересом”, которого я встретила).
А еще Бэлотушка заговаривается. Его речь пересыпана аллитерациями, и ему в общем довольно трудно спонтанно выражать свои мысли, так как он иногда пытается составлять предложения из слов, начинающихся на одну букву, причем я не совсем уверена, способен ли он этим как-то управлять или это навязчивость.
Что качается речи, Бэлот невероятно, монструозно вежлив. Большая часть дроу будут называть не дроу — “иблис”, мусор с поверхности. А как разговаривает Бэлот? “Oh, hello. Well, this is awkward. Greetings, friendly, ah, surface-dweller. You wouldn’t happen to know the direction to the nearest entrance to the Underdark, would you?”. Возможно, это самый вежливый дроу в природе. Сравните его с “Male, fetch me something to eat!” линиями Виконии, например :)
Увы, из всех четырех новых героев, Бэлот единственный, кого нельзя перенести во вторую часть игры.
И это ужасно грустно, мы столько странствовали вместе, и он так славно, так честно развлекал меня почти постоянно, что мне не хотелось бы с ним расставаться. Несмотря на то, что мой персонаж — нейтрально хороший, у нас не было с Бэлотом конфликтов, а некоторые сцены с ним я отнесла бы к самым потрясающим эмоционально во всей игре (когда ты находишь его в “Осаде”, и видишь, чем он занимается, то я не знаю, кем надо быть, чтобы сердце кровью не облилось от неуместности всего происходящего и душной жалкости).И да, я бы с удовольствием его поромансила своей полуэльфкой, это был бы замечательный задел на ангст. Для дроу, принять какие-то там чувства, да еще к представителю низшей расы, быть вынужденным заботиться о ком-то, сделать что-то альтруистическое — омерзительно. Ну почему, почему никто не написал эту вполне очевидную линию. Вот это был бы роман, а, “Гордость и предубеждения”, да! А не Расаад и его семь детей и избушка в лесу.

Ну, и, наконец, про аддон.

Сделать хороший “мидквел” сложно. Как бы ты ни старался, а “конец немного предсказуем”. Ребятам из Beamdog предстояло втиснуть хоть какую-то историю между тем, как мы побили брата нашего Саревока, и тем, как мы оказались в подземельях злого экс-эльфа Джона Вареникуса, чей вкус немного специфичен и включает в себя в основном пытки и эксперименты над людьми и другими относительно разумными существами.
А то ведь нехорошо получалось: только ты же воткнул меч, посох или что там у тебя есть, в предательское сердце Саревока, пронаблюдал кат-сцену с загадочной жидкостью, предположительно, божественной эссенцией, и вот ты уже лежишь на полу в клетке камеры. Годами мы задавались вопросом “И что же пошло не так, как же мы там оказались”. Теперь у нас появились все отгадки. Или нет.

Сюжет аддона на мой взгляд путаный, странный и перегруженный. И при этом одновременно пустовато-рельсовый. Мы вроде как идем на штурм замка, который заняла некая богическая тетенька Кэйлар Арджент. Не ходить на этот штурм мы не можем, потому что тетенька шлёт нам личных ассасинов, считая, что нас очень нужно выпилить. Вместо того, чтобы пилить нас, ассасины, кстати, умудряются надпилить Имоэн, за что им большое спасибо. Так что она не принимает участия во всех остальных приключениях, лечит пропилы и видимо занимается мультиклассированием в того немощного мага, которым она является во второй части игры.

Мы же идем штурмовать замок. Да. Вот только сначала надо победить какую-то барышню в гробнице, потом разобраться с пропавшим золотом, которое вы, кстати, не вернете. Но это и не важно — все равно его в Тенях Амна конфисковал бы Вареникус в пользу своей поликлиники для опытов.
После краткого и загадочного эпизода, в котором мы вваливаем каким-то людям, все наши спутники, которые до этого аккуратно со всем добром импортировались из сейва, нас покидают, не сказав даже “покедава”. Причем часть из них можно будет перенанять обратно, разыскав, что вроде как придает лишним телодвижениям особенно полное отсутствие смысла. Выданные сопартийцам по разнарядке наручи, колчаны и копья они сдают в специальный сундук, который, кстати, потом будет неотступно ездить за нами в каждую новую главу, что хорошо, но неочевидно. Высокое юзабилити походного сундука! Пратчетт бы одобрил! Я шустро и преждевременно словила приступ паники на тему, ааа, сопартийцев было много, я один, как же я теперь все это в руках унесу. Но сундук меня спас. Люблю сундук :3

Перенанимаем компаньонов, которые от нас почему-то разбежались, перенадеваем на них только что снятое с них же добро и идем штурмовать замок, мы же тут штурмуем замок, хотя игра и пытается превратить это в симулятор человека с расстройством внимания.
А, кстати, там вот гномы в какой-то пещере, им надо помочь, они пообещают тебе тоже штурмовать замок.
Но силы противника подрывают мост и теперь ты не можешь штурмовать замок по прямой, и приходится идти в обход и надо обойти все кругами, чтобы попасть в какой-то форт, чтобы убедить Кхалида, который вроде как за нас, сдать этот форт войскам нашего противника? То ли я вкачала мало очков себе лично в интеллект, то ли сюжет в этом моменте особенно разудало утрачивает ясность, но понять, чей форт мы сдаем кому и почему надо сделать именно так, мне не удалось. Зато дают аж три ачивки за разные виды его сдачи. Что это было вообще? Кто за кем стоял?

Да, “что это было вообще” — моё главное ощущение от “осады”. Например, если присоединить Эдвина, он в какой-то момент встретит своего коллегу и попросит нас с этим коллегой расквитаться, но атаковать мага нельзя — иначе все, кто стоят вокруг, становятся враждебными, что автоматически приводит к успеху (!) в квесте со сдачей форта, так как ты вроде как вручную перебил всю армию врагов, которым ты должен был сдать свой дружеский форт. (ЧТО?!) На самом деле мы в этом квесте не хотим убивать наших врагов (!), а хотим им мирно сдать наш форт (!), и мы отвечаем Эдвину “потом, мастер Одессерон, тебе еще представится возможность поквитаться”. Но идей как резолвить квест при этом никаких нет. Окей, я попробовала обкидать эдвиного коллегу чармом и отманить от лагеря — не помогает, лагерь врагов становится враждебным, так как считает чарм за нападение.
Ок, я наняла Сафану, у Сафаны есть чарм, который не считается враждебным действием, “поцелуй Сафаны”, отвела мага в кусты, ну и там его и порешила тихонько — Эдвин был настолько счастлив, что подарил мне свою красную мантию, то есть квест как бы оказался разрезолвленным после смерти мага. Но что должно было произойти? Правильно ли я использовала Сафану или нет? Представлялась ли бы эта возможность поквитаться или нет? И когда? В квестах в игре постоянно нет ощущения, правильно ты что-то делаешь или сейчас все медным тазом накроется, так как ты удаляешь кому-то гланды через анус и скрипты такого никогда не предполагали. Возможно кто-то оценит это как свободу действий и отыгрыша, но меня не покидало ощущение, что я все время что-то делаю не так.
Очень похожий квест был про каменные статуи в лесу — я просто обшарила карту, нашла каких-то каменный персонажей, у меня конечно же были с собой свитки камня-в-плоть, я их разкаменила, погуляла еще, встретила какого-то человека, который просит их расколдовать, квест стартует и… всё, ага. А оказывается там в лесу рядом с ними после старта квеста должна была генерится еще специальная непись, которая продавала голема! А так ни квест закрыть, ни голема купить, ну что это такое.

А карта — рельсовая. Да, мы-то привыкли к открытому миру, а тут стоит продвинуться по сюжету — и все, обратно не вернуться. Это особенно очаровательно в квестах, которые просят тебя найти что-то, что ты скорее всего пропустил в предыдущих главах.
Ну, я-то тащила вообще все, что не прибито, авось пригодится — паутину из паучьих гнезд, ночные вазы какие-то, дохлых кошек, на случай если кто-нибудь меня когда-нибудь попросит это отдать. Надо сказать, на паутину нашлось двое желающих, а вот ночной горшок и дохлая кошка так и не обрели надлежащих хозяев. А мне было бы очень интересно посмотреть на этих людей!
Но все равно — фу делать такие квесты, которые требуют от тебя предвидеть, что именно этот дешевый, не отмеченный как квестовой и совершенно ебсполезный предмет кому-то через три главы очень понадобится.

Если бы я не занималась обильной гуглёжкой, я бы даже не узнала, что, оказывается, в аддоне есть романы. И если вам всем предыдущим текстом не перегрузило вотзефакательную железу, то, внимание, на выбор у нас Лучница-MILF, которая все время трепется про любовь к своей дочке, романсибельный только для мужчин гном (не дварф! gnome!) с высоким противным голосом и похотливый бард-алкаш.
Ахем. Кхем. Мне было бы интересно узнать, что руководило человеком, который решил, что именно эти типажи лучше всего отразят романтические предпочтения любителей старых РПГ. В чьем, чьем сознании я похожа на гномоёба?!

Ладно, но даже это было еще не самое странное.
Самое странное, что центральная сюжетная линия завязана вокруг отношений нашего героя со Скай Сильвершилд. Да-да, той самой Скай Сильвершилд, которая вместе с Ксаном и Диинахейр возглавляет топ героев, упоминаемых как “чуваки, которых я не беру в свою партию никогда”, и да, я специально гуглила наименее популярных спутников в BG-1!
Я так вообще никогда и не встречала Скай за все свои прохождения — она сидит в закрытом особняке Сильвершилдов и убежит от вас, если вы туда войдете просто так, а не в рамках особого квеста, который выдает другая непопулярная непись…
При этом в “Осаде” Скай ведет себя так, как будто вы давно знакомы и тебе есть до неё дело, и сказать ей “девочка, ты кто такая, я тебя не знаю, иди нахуй” — нельзя. И это все порождает чувство нереалистичности происходящего. Ну ладно, когда я снова могу нанять Минска, которого я вообще-то в этом прохождении убила, встав на сторону Эдвина, ок, но Скай, которая ведет себя так, как будто она пуп земли и твоей жизни, а ты только что первый раз о неё услышал? Ой.
Кстати, если в первой части убить Минска, то у него на трупе нет Бу. Не то, чтобы я планировала полутать хомяка, но мне пришла в голову мысль — а что если Бу не выпадает, то Бу не настоящий?! Может быть Бу не существует? Тортик, так сказать, ложь?! Но нет, это слишком странная мысль, я прогоню её от себя.

Ах да, мы же шли штурмовать замок.
Уже почти почти пришли. Нам выдают динамит и выпить йаду, чтобы подложить скрытно под стены и отравить запасы еды. Причем хороший, добрый герой откажется отравить запасы еды, расскажет что нехорошо это, бесчеловечно и что вот он обойдется проделыванием дырки в стене. Окей, мы идем на спец-операцию с ядом и динамитом… идем на неё… идем… обшариваем курсором скрупулезно две большие карты, решаем какие-то квесты с темными друидами и нерелеватными личностями, И…
Я так и не нашла, куда нужно было заложить бомбу! Ну не щмогла я, не шмогла! В этот кульминационный момент осады ты как бы обречен на рьяный пиксельхантинг и недоумение. Снова. Так как активируемые предметы никак не видны на карте, их можно опознать только по изменению курсора в зоне активации, эта зона может быть очень маленькой.
В итоге я отравила еду, так как просто не смогла иначе закрыть квест! Мешок от еды был как-то худо-бедно виден на карте, а вот место для бомбы нет. Ладно, спец-операция по закладыванию фейла закончилась фейлом, пора начинать осаду.

Под воротами замка у нас внезапно обваливаются все незакрытые побочные квесты, показывая надпись, что теперь-то уже поздно этим заниматься, и снова затапливает чувство глубокой озадачки — ведь на эту карту нельзя было попасть раньше? Или можно? Аааа.

Есть ли у аддона плюсы?
Во-первых, все персонажи озвучены своими старыми-добрыми актерами, это очень круто, спасибо Бимдогу за это.
Во-вторых, уволенная из отряда непись теперь не пропадает навсегда, а покорно ждет в лагере.
В третьих, ящик с добром, который всегда в лагере — не такое классное решение, как “тайник” в PoE, куда весь лут можно было сгружать автоматически, но очень неплохо.

TLDR: все вместе похоже на странный фанфик по мотивам бг, который предполагает, что ты пиксельхантер, гее-гномоёб и слезно обрадуешься транссексуальной жрице Темпуса, а так же любишь носить в инвентаре дохлых кошек абсолютно без причины. В общем, поиграть в аддон можно, но вот чтобы его полюбить, надо быть *немножко* странноватым.

Что же можно сказать по итогам? EE — вполне годная, валидная, крепкая покупка, это игра нашего детства и даже немножечко больше. Только вот я сильно промахнулась с идеей быстренько пробежать первую часть и начать Тени Амна, вторую. Ага щааас.
80 часов на счетчике, ага, причем я была так искренне уверена, что это короткая игра!

--

--

Юлия Денисова

Олдскульный геймер, клинический психолог, жжистка, зожница, фанеролазка, рационалистка, либертарианка, сапиосексуалка, букнёрд и другие слова.